Romantic Travel
Тел.:   (044) 587-78-61
Моб.: (096) 800-90-09

Курс валют

  USD  27.01
  EUR  33.24
Интересные факты о жителях Израиля

Во время первой прогулки по улицам Иерусалима прежде всего поражает разноликость населения. Это самый большой "плавильный котел" планеты, новый и еще формирующийся: уроженцы Израиля и евреи, прибывшие сюда со всего света, израильские и палестинские арабы, мусульмане и христиане — у каждого свое место, каждый принадлежит к своей общественной, религиозной и этнической группе.

Сколько может поместиться наций на одном клочке земли?

Из 6,352 млн израильтян 76,4% — евреи (только половина из них "сабры", т. е. уроженцы Израиля), 20% — арабы (мусульмане-сунниты, христиане, друзы, черкесы).

Из 3 млн палестинцев сектора Газа и Западного берега реки Иордан 95% сунниты и 5% христиане.

Разбросанные по всему миру еврейские диаспоры сохранили свои традиции и культуру благодаря общности монотеистической религии — иудаизма. Иудаизм заключает в себе как религиозную, так и национальную концепцию.

Можно сказать, что в целом большинство израильских евреев нерелигиозны, ведут современный образ жизни, в той или иной степени соблюдая религиозные обряды.

Среди религиозного меньшинства многие придерживаются образа жизни, предписываемого еврейским религиозным законом, и одновременно участвуют в жизни страны. Они считают современное государство первым шагом навстречу приходу Мессии и возвращению еврейского народа на землю Израиля. Ультра- ортодоксальные евреи (харедим) верят, что государство на земле Израиля может быть создано только после прихода Мессии. Они строго соблюдают религиозные законы, носят традиционную одежду, живут в изолированной общине. Поскольку Израиль создавался как еврейское государство, суббота (шабат) и все еврейские праздники и памятные дни объявлены государственными и отмечаются всем еврейским населением страны. Каковы бы ни были кулинарные пристрастия, все евреи соблюдают правила кошерной пищи. Но на этом единство и кончается. Евреи из Центральной Европы, из России и с Балкан, североафриканские, палестинские, йеменские, эфиопские, иракские евреи или евреи из Индии (перечислять можно долго) — многие из них, приехав в Израиль, обнаружили несходство между своими собратьями. Многие евреи считают себя прежде всего израильтянами, но есть немало групп, между которыми существуют напряженные отношения. Одним словом, национальная идея еще не устоялась, она колеблется между европейской моделью (интеграция через общность языка, школу и армию) и американской, которая исключает деление на национально-религиозные группы и общины.

АШКЕНАЗЫ И СЕФАРДЫ

Разделение на ашкеназов и сефардов было связано с путями рассеяния евреев после их изгнания с территории нынешнего Израиля. Часть из них осела в странах Северной Африки, Испании, Португалии (сефарды), другая большая часть — в Европе.

Ашкеназами называют выходцев из стран Центральной и Восточной Европы и их потомков, которые позднее эмигрировали в страны Южной и Северной Америки, Южной Африки. Австралии и оттуда уже репатриировались в Израиль. Именно ашкеназы начали первыми из других еврейских общин переселяться в Израиль еще в XVII в.

Репатриация в Израиль усилилась в конце XIX в. благодаря переселению евреев из России. Украины, Белоруссии. В результате к моменту образования Государства Израиль, евреи европейского происхождения (ашкеназы) составляли 85% от еврейского населения страны.

В 20-х гг. XX в. прибывает новая волна репатриантов из Польши, в 30-х гг. — из Германии, которые усиливают этот перевес. Только в 50-х гг., в результате массовой репатриации из арабских стран (Ирак, Иран, Афганистан, Курдистан и т. д.) изменилось процентное соотношение между ашкеназами и сефардами.

Самая массовая волна переселения пришлась на 90-е гг. XX в., когда прибыло около 700 тыс. человек из бывшего СССР и стран СНГ.

Сефарды (дословно "испанцы", т. к. на иврите Испания — Сфарад) — евреи из Испании, Португалии и их потомки, прибывшие в Израиль из Франции, Италии. Голландии, Греции и других стран. Ошибочно сефардами сегодня называют всех остальных евреев неевропейского происхождения. Выходцы из арабских стран и Северной Африки называют себя восточными евреями (на иврите "мизрахи").

Для этой группы процесс выживания проходил наиболее болезненно, т.к. в основном они прибывали из слаборазвитых стран, относились к слабым социальным слоям, были малообразованны, при этом очень религиозны, имели большие семьи с вековыми патриархальными традициями.

Переселенцы с трудом мирились с попытками тогдашнего руководства страны, состоявшего из ашкеназов, в короткие сроки превратить вновь прибывших в израильтян по своему образу и подобию. Эта политика явилась одной из причин нарастания противоречий между ашкеназами, богатой и светской образованной частью общества, обладающей властью, и восточными евреями. социально слабой, более религиозной, придерживающейся традиций, вывезенных из стран исхода группой населения.

В дальнейшем руководство страны попыталось исправить положение, разработав программы, которые позволили сократить разрыв между "ашкеназим" и "мизрахим", повысить уровень образования восточных евреев, поднять жизненный уровень.

В настоящее время соотношение между европейскими и восточными евреями составляет 50:50. Распространение смешанных браков приводит к стиранию различий между ними, и все больше появляется новых граждан, которые могут сказать о себе, что они просто израильтяне. Однако и сегодня межобщинные проблемы сохраняют свою актуальность.

ИЗРАИЛЬСКИЕ АРАБЫ

Гражданами Израиля являются 900 тыс. арабов, из которых 700 тыс. — мусульмане и 120 тыс. — христиане. Израильских арабов — так их чаще всего называют — юридически нельзя отнести к палестинцам. Для избежания путаницы израильские власти определяют их как "неевреев", хотя сами они предпочитают называть себя "палестинскими гражданами Израиля".

ПАЛЕСТИНЦЫ

2,5 млн палестинцев, проживающих в Палестине (сектор Газа и Западный берег реки Иордан), все еще не обрели своей государственности. Среди евреев и палестинцев немногие продолжают верить в возможность совместного проживания двух народов в рамках единого государства. Многие теперь уверены в необходимости создания двух самостоятельных государств. В 1990 г. палестинцам удалось, по крайней мере, добиться если не мира, то хотя бы признания их существования как народа, как нации не только международным сообществом, но также значительной частью израильтян, в том числе правого толка. Палестинцы начали предъявлять свои национальные требования одновременно с зарождением сионизма.

АРАБЫ-ХРИСТИАНЕ

Арабы-христиане это вторые по численности меньшинства Израиля: это около 160 тысяч человек. Все они живут в больших городах, в том числе в Бейт-Лехеме, Назарете и Хайфе. Арабы-христиане принадлежат к разным конфессиям, и наиболее крупными из них являются греко-католическая (42%), греко-православная (32%) и римско-католическая (16%) общины.

ЭФИОПСКИЕ ЕВРЕИ

Эфиопские евреи составляют еще более изолированную от общества социальную группу, да и в Израиль они приехали позже. Они не имеют отношения к сефардам и стоят особняком. Как и у других народностей, населяющих Эфиопию, у них черная кожа, африканские и семитские корни одновременно, и они говорят на амхарском языке, который принадлежит к семитской семье языков. Происхождение эфиопских евреев до сих пор не выяснено. Эфиопы их называют "фалаша" (по-амхарски — "изгнанники"), но эфиопские евреи считают это название пренебрежительным и предпочитают другое — "бета-израэль", т. е. "другие евреи". Они считают себя потомками еврейской аристократии времен царя Соломона, которые, по их представлениям, пришли в Эфиопию с одним из сыновей Соломона. Некоторые из них эмигрировали сразу же после создания Государства Израиль.

ДРУЗЫ

Среди израильских арабов насчитывается 95 тыс. друзов, и они образуют совершенно самостоятельное сообщество. Они проживают в Галилее, на Голанских высотах, в Ливане и Сирии. Друзы не мусульмане и не христиане, у них своя религия, таинства которой они никому не раскрывают. И все же друзы частично приспосабливаются к местным традициям. Они интегрированы в израильское общество лучше других нееврейских меньшинств. В вопросах семьи и религии друзы пользуются юридической автономией. Известно, что одним из положений религиозного учения друзов является концепция та- кийа, обязывающая членов общины к полной лояльности по отношению к властям страны.

ЧЕРКЕСЫ

Около 3 тыс. черкесов проживают в двух деревнях на севере страны и являются мусульманами-суннитами, хотя ни этнически, ни культурно они не связаны со своими единоверцами-арабами. Черкесы принимают участие в общественной жизни Израиля, не смешиваясь ни с еврейским, ни с арабским обществом.